Кучка ньюансов при разборке-сборке мотора, накопленные за пару лет колупания стратовского мотора )))
Поехали
1) сторона грм не разбирается. Вообще ) Не нужно это) Распреды стоят снаружи правой стороны картера.
Колено не вынимается, вал генератора не вынимается.
Если вдруг для чего-то разбираете - обязательно перед сборкой убедитесь, что метка колена и метка вала ротора генератора стоят правильно. Метки находятся под ротором. Ротор снимается вкручиванием болта в ротор. M16x1.5 НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИЗ СЫРНИНЫ. Нужен нормальный каленый болт. Там всего три витка резьбы. Китайские болы слизывает на ура.
Если не выставить эти метки верно - опять снимать и колоть мотор. Ну и дикая вибрация, мот не едет, не крутится. Едет примерно как 1100 ))) Со временем - вибрацией разбивает крепления двигателя, да и внутри тоже не легко ему) Балансиры тяжелые, а работают не правильно.. Там и до разбитого вкладыша балансира недалеко.
2) Штанги толкателей имеют разную длину. На них есть цветовая маркировка, но обычно она стирается. Определяется просто по длинне, поставив все четыре вертикально на стол, рядом. Какой куда ставить - есть в мануале. Если этого не знать - можно и пропустить этот момент ))
3) Левой резьбы в моторе нигде нет. Гайку средней передачи и гайку шкива лучше ослаблять пока не снят ремень, держа колесо задним тормозом. Ну или пневмогайковерт, если есть. Закручивать - аналогично, держа тормозом колесо. Там уже никаких пневм - все по моменту.
4) Для снятия мотора - не нужно снимать ни заднее колесо, ни коробку аккумулятора, ни заднее крыло, ни задний суппорт - все это не мешает. Нижний бензобак - да. Заодно отличная возможность поменять фильтр на насосе (например MPU014 MASUMA, заказывается в любых автозапчастях)
5) Маслонасос вскрывать ОБЯЗАТЕЛЬНО. В 90% случаев при смерти третей передачи - это и смерть насоса. Сначала открывается крышка со стороны маслозаборника. Там винты на крест. Понадобится ударная отвертка. Вынимаем плунжер, смотрим на поверхности. Должна быть идеальной или близкой к этому. Глубоких царапен быть не должно. Если все ок - проверяем и вторую сторону. Если в зазубринах с этой стороны - менять насос. Отдельно плунжеров нет, только насос в сборе. Если все ок - после сборки насоса - покрутить его руками и убедиться что он качает и все собрано правильно
6) Если меняете насос - новый насос сразу, заранее - залейте маслом. Настолько насколько это возможно. Хоть в кастрюлю с маслом его бросить. Покрутите рукой, пусть прокачает.
Сухой насос будет до полу минуты-минуты работать в холостую, не создавая давления масла, пока все же не ухватит чуть масла и не начнет нормально качать. Это не зависит от того, сколько масла вы нальете в маслобак. Минута работы на сухом моторе его не убъет, но все же - это не идет ему на пользу )) В конце концов звезды могут так сложиться, что и за минуту сухой насос не начнет качать.
7) Стальная пружина, которая держит первый пакет сцепления - лучше менять на новую. Стоит копейки. При установке - должна встать в пазы ВООБЩЕ без сомнений, что она слетит. Если сомнения есть - переставляйте. Если эта пружина слетает - ее перемалывает и она тоже на ура убивает насос.
8) При первом запуске мотора - проверяйте наличие давление масла откручиванием контрольных винтов возле шахт толкателей, внизу, там где гидрики. Масло пошло, пузыри прошли - значит все ок. Масло не пошло - значит что-то пошло не так
9) Копирный вал, если мне не изменяет память можно поставить другой стороной (с разворотом), не помню - на 1900 это было или на другой ямахе.. Проверяйте после сборки, до закрытия мотора.. Как ориентир - положение контакта датчика нейтрали...
10) Обзятально меняйте на новое резиновое кольцо-прокладку между мотором и средней передачей. Иначе потом придется снимать среднюю передачу для замены. Еще, по хорошему - поменять сальник под шкивом. Тоже стоит не дорого, но бывает течет после снятия-установки средней передачи. Меняется не так сложно (только шкив скинуть надо), но уберегает от покупки новой гайки шкива..
11) Вскрывая мотор - обязательно проинспектируйте резьбу сливных пробок. Перерезать ее на открытом картере - куда приятнее. Исправлять резьбу на установленном моторе - это или самонарезная пробка, или фактически снова вынимать мотор из рамы. + стружка в картере, всю не выдуете, все равно что-то останется. Да, аллюминевая, но все же - приятнее, если ее там не будет.
12) Если в моторе куски зубъев третей передачи - обязательно вскрыть заднюю стенку маслобака (нужна будет новая прокладка) и промыть его изнутри, чтобы быть уверенным, что там стружки нет. При этом - промыть или поменять длинные фильтры, стоящие внизу картера, там где забор-подача масла из маслобака (то место, куда подходят хромированные трубки с маслобака)
13) Разбираете мотор и не планируете сразу собирать (заказ запчастей и пр.) - раскладывайте по пакетам болты, крепеж, номеруйте детали как стояли и пр. Вплоть до паранои. То что сейчас кажется очевидным, через месяц будет огромной проблемой. Я много раз разбирал этот мотор, и даже я по прежнему раскладываю крепежи с отдельных крышек и пр. по пакетам. Иначе сборка превратится в кошмар, с болтами не там, сорванной резьбой и пр.
Передний и задний цилиндр - тоже никак не отличаются. Лучше сразу подписать.
14) Как бы вы не были аккуратны, чистоплотны и пр. - первая замена масла через 1500-2000. Вместе с фильтром. При вскрытии-закрытии мотора - говна с рук, перчаток и пр. там оседает не мало. И это не повод заливать дерьмовое масло "все равно скоро менять".. Кольца, если меняли, должны нормально притереться ) Ну и первые километров 500 - никаких фулл-тротл.. Но и "обкатка на холостых" - еще хуже. Нормальная спокойная эксплуатация без кручения в отсечку.
15) При замене поршневых колец - убедитесь, что канавки чистые. Механически не чистить (ну, если только уверены, что не поцарапаете ))). Если есть нагар - отмывается жидким димексидином или Profoam 1000. Ну или шуманит из хоз-магазина
Кольца ставятся замками в нужную сторону. Схема есть в мануале.
При одевании цилиндра на поршень - убедитесь, что в полукруглом отверстии на боку цилиндра не закусило тонкое кольцо-разделитель маслосъемного кольца. Бывает. Все кольца заправляются пальцами (без перчаток, иначе и перчатку заправите
), оправка там не нужна. Не идет пальцами - снимите, убедитесь что все ок и попробуйте еще раз.
16) При снятии цилиндра - проверьте наличие хона (мелкие диагональные царапины по всему цилиндру, служат для удерживания масла на стенках). Если есть залысины - лучше свозить обновить хон (делают там же, где шлифуют гбц, растачивают цилиндры моторы и пр. Стоит не дорого
)
17) Не стремитесь не заляпать мотор снаружи маслом))) Один хрен не выйдет))) Лучше после сборки, до первого прогрева - отмыть керхером)
Кстати в моторе с которого слито все масло (хоть месяц стоял с открытыми крышками) - еще грамм 200 масла. Которые обязательно будут на столе во время вскрытия
18) При снятии мотора - нужно будет снять клапанные крышки. Не все болты вынимаются (с заднего цилиндра), что превращает снятие крышки с полу-поднятыми болтами и попытками вынуть крышку - в увлекательное приключение с воспоминаниями об осминогах, волынках и чертовой матери
Удобнее к этому моменту освободить мотор от всей навески, потом вынуть нижние шпильки крепления мотора и аккуратно (аккуратно! чтобы не поцарапать) опустить мотор в раму. Он ляжет крышками на раму, что даст сверху еще сантиметра 2-3. Этого хватает
19) Несмотря на то, что везде фигурирует стратолайнер - вся эта херня распространяется и на рейдер. Все точно так же
20) Снятый мотор дает возможность проинспектировать и почитстить клапан ХХ, находящийся в передней части рамы, над передним горшком. За крышкой. Вынимать этот клапан без нужных инструментов и навыков проктолога, когда мотор в раме - практически невозможен
Это касательно страта.. На рейдере в силу формы рамы - проще ))
21) Чтобы заблокировать корзину от проворота (при откручивании и закручивании гайки) достаточно изготовить спешиал-тул из двух старых стальных дисков сцепления и двух фрикционных, просверлив их и зажав винтами-гайками (главное не сдвинуть ни на долю мм - иначе не влезет). Вставляем этот бутерброд, корзина заблокирована
Диски подходят почти от любой Star-Yamaha.. По шагу - они почти все одинаковы.
Буду вспоминать еще - буду дополнять