ИМХО - конструктивно у старых Драг и допустим у новых Рэйдеров в двигателе никаких радикальных различий нет, принципы и материалы одни и те же. Полагаю, что материалы фрикционов в сцеплении - идеинтичные. Другое дело, что Драги делались, когда синтетических масел ещё и в помине не было наверное, поэтому им и рекомендовались всегда минералка и полусинтетика - то что тогда производилось. Однако ныне синтетические масла уже стали обычным делом, их свойства подогнаны по сути под аналогичные современные движки и никаких таких проблем при использовании, имхо, быть не должно.
Ну и собственно одна из точек зрения на плюсы/минусы различных типов масел:
Моторное масло = базовое масло (база) + присадки.
Базы бывают разные:
А). Получаемые путем перегонки нефти - минеральные;
Б). Получаемые синтезом из газа или органических кислот - синтетические.
арафиновые базы:
1). I группа: минералка. В ней много неизомеризованных парафинов, ароматических соединений и серы.
Плюсы:
*Хорошая смазывающая способность - формирование и удержание масляной пленки.
*Низкая цена.
Минусы:
*Низкая очистка, следовательно, низкая стабильность масла, низкие эксплуатационные свойства, риски для двигателя.., требует более частого интервала для замены.
2). II и III группы: продукты гидроочистки нефти, т.е. минералка с меньшей долей примесей и с бОльшим индексом вязкости. Это гидрокрекинговые масла (HC-масла). В народе - гидрокряк, кряк.
Плюсы:
* Хорошая смазывающую способность (следствие сохранения ключевого свойства минералки - полярность молекул) и хорошая способность растворять присадки и удерживать примеси;
* Кряки позволяют создать масло с итоговой вязкостью от 5w20 до 10w60, и даже нулевки 0w40 (например, Мобил1 0w40 - 100% кряк);
* Дешевизна.
Минусы:
*Подверженность окислению, разложению (длинные цепочки органических молекул ломаются, поэтому со временем теряется растворимость, повышается окисляемость). Эта подверженность выражена меньше, чем у простой минералки.
Гидрокрекинг - сложная технология перегонки нефти. На рынке есть несколько ведущих производителей гидрокряка: Yukong (SK Lubricants), Neste (Fortum), Shell, ExxonMobil, Petro-Canada, BP, Total, Chevron, Q8. Остальные производители масел - просто закупают необходимые формулам их масел присадки и на заводах вышеуказанных производителей кряков замещивают масла и пакуют в свои банки.
И да: гидрокряк производит Лукойл).
Все знают, что Шелл сейчас производят в России? Как вы думаете, кряк в Россию они везут свой - из Африки и с побережья Персидского залива? Или закупают у Лукойла? У Лукойла.
Т.о. если на этикетке масла не указано "Full synthetic" или "100% synthetic", а указано иное (даже в сочетании со словом "synthetic") - это, максимум, кряк.
3). Чистая "синтетика" (или ПАО):
ПАО (IV группа) – это углеводороды с короткими цепочками в 10-12 атомов углерода. Получают путем полимеризации нефтяных газов и вторичных продуктов крекинга.
Синтетика - это: серы - ноль, ароматических соединений - ноль, полная химическая инертность, высочайшая термостабильность (и гарантия минимальных отложений в районе поршневых колец)!
Кто производит синтетику?
Почти 100% мирового рынка ПАО держат Тотал, BP, ExxonMobil, Chevron. Остальные - закупают у них.
В РФ ПАО производит Татнефть). (У кого российский Шелл закупает ПАО для своей "синтетики"?)
Плюсы:
*Стойкость к окислению, разложению;
*Термостабильность (держат диапазон температур примерно от -70 до +300 град.);
*Обеспечивают более высокий индекс вязкости;
*Низкий угар;
*Химическая инертность (возможна меньшая концентрация присадок не в ущерб их эффективности);
*Более высокий межсервисный пробег.
Минусы:
*Слабые свойства как растворителя присадок и примесей! Молекулы ПАО лишены заряда, следовательно не могут удерживать на себе присадки!!;
*Низкая смазывающая способность (ПАО неполярны, см. выше);
*Гигроскопичность (поглощение воды ухудшает смазывающие и антикоррозионные свойства);
*Максимальная цена.
Исходя из недостатков ПАО ясно, что не бывает 100%-ой синтетики. Даже если на этикетке написано "Full sinthetic" или "100% sinthetic". Для растворения присадок, к ПАО-базе нужно добавить полярные молекулы – эстеры (V группа) или алкилированные нафталины (VI группа) на усмотрение производителя. Или просто разбавить кряком. Чаще: 100% синтетика = ПАО + кряк.
Т.к. содержание ПАО в "синтетическом" масле не регламентируется, то их концентрация устанавливается производителем масла: может быть 5% ПАО + 95% кряка.
Т.о, сверху - вниз, по повышению эксплуатационных показателей масла:
1. Минералка = минеральная база + присадки;
2. Полусинтетика = микст минералки и кряка + присадки;
3. HC-масло или гидрокрекинговое (кряк) = кряк-база + присадки;
4. Чистая, 100% синтетика: микст ПАО и кряка + присадки.
Какие фломастеры пишут красивее?
Все масла в своих категориях, по большому счету, одинаковые:
А). Технологии производства минералки, крекинга - одинаковые,
Б). Базы производятся крайне ограниченным количеством производителей и также почти одинаковы;
В). Присадки аналогично производятся ограниченным количеством производителей и также одинаковы;
Г). Оорудование на нефтеперегонных заводах - одинаковое, специалисты и их уровень - одинаков.
Разница между маслами - минимальна, и заключена исключительно в подобранной композиции присадок.