Всем добра. Рыская на просторах интернета в поисках ответа на свои вопросы, наткнулся на данный ресурс. Почитал некоторые темы. У вас тут довольно уютно, попробую присоединиться, если позволите, конечно. Извините, но придется начать с насущного.
Было хорошо. Полностью удовлетворившись покупкой Рэйдера год назад (мой любимый рыжий, извините, оранжевый цвет), катал себе и горя не знал и все дивился, что не все еще потеряно для человечества. Вот в противовес пластмассовым байкам (не хочу никого обидеть, просто мне нравится другая техника) могут японцы сделать чумовой аппарат: и тяговитый, и управляемый, и надежный. Посадка для меня просто шикардос, выбирал, извините, пятой точной в том числе. Но на фоне общей эйфории что-то было не так: в воздухе что-то летало и невидимой паутиной опутывало…
А летал в нем шум, точнее гул. В общем, как-то сразу стал я его замечать со стороны трансмиссии, причем локализацию определить было сложно: то ли где-то у заднего колеса, то ли в районе ведущего шкива. Но на фоне обуявшей меня радости от покупки, от дороги, от весеннего ветерка, а также еще и от того, что аппарат был для меня новым словом япономотостроения, все думал, что так и должно быть и не нужно дурить себе голову. Тем более, что гул этот возникал не всегда, а только в моменты напряжения мотора, преимущественно на 1-3 передачах, когда немного откручивал, а также в моменты торможения двигателем, и опять же на низших передачах. Но вполне возможно, учтя мою тугоухость (в смысле шлем туго давил на уши), я просто не слышал данного явления на больших скоростях. Гнал от меня плохие мысли ветер и другие участники движения, орущие в гарнитуру, что все по-кайфу. А вот на маленьких скоростях гул этот было слышно отчетливо. Напоминал он, скорее, электричку с неприкатанными зубчатыми. Где-то к середине сезона это стало доставать, но не из-за усиления гула, а из-за того, что люблю, чтобы механизм работал правильно, да и эйфория несколько спала, да и другие участники движения разъехались кто-куда по своим семейным и мото делам.
Решил, я значит, разобраться с этим делом. Повесил мот на подъемник и стал проводить динамические испытания в статике. В общем, как только не издевался над ним: и передачи переключал, и газ открывал и закрывал резко, но он все терпел, звуков не православных не издавал и не кололся, что там внутри у него гудит. «Ладно» - подумал я, и решил присесть для отдыха (а что вы хотели: вымотали меня динамические испытания в статике). Расположился напротив – гляжу на него с укоризной: «Что ж ты, друг, дома – молодец, а на дороге перед соседями стыдно показаться. Едем, блин, изображая из себя груженую Газель, у которой мост проехал без смазки несколько тысяч километров». Узбеки, работавшие у соседа, даже пару раз выходили встречать вышеупомянутую газель с цементом. И тут я увидел, того чего раньше не замечал, а именно какой-то культурный диссонанс в районе заднего колеса. Диссонанс этот заключался в форме приводного шкива заднего колеса. Это от того, думалось мне, что у колесного диска – расходящиеся двойные лучи, а на шкиве – простые одинарные. Дело тут в том, что ведомый шкив на Рэйдере SCL с завода стоит несколько другой формы,
не как на обычной серии и очень гармонично смотрится с самим колесом.
Диссонанса быть не должно, а он есть, значит кто-то заменил шкив. Ну, припомнил я все свои поездки и загулы, что даже в угаре и беспамятстве не мог я продать такой красивый шкив соседу на мотоблок или выменять на что-нибудь, за что потом стыдно бывает. То есть не – я, а кто тогда? По списку в ПТС есть еще предыдущий хозяин. Списываюсь, а он мне и глаголит, что да, было такое обстоятельство: камень попал между ремнем и шкивом, от чего последний пришлось сдать в утиль. Шкив такой, естественно, не нашли, и поставили обычный. Печаль, конечно, но подумав решил оставить его как есть… Но, на самом деле, это не правда, что просто подумал; просто узрив стоимость оригинальной запчасти, я послал к лешему этот культурный диссонанс и решил лучше эти деньги пропить, чем вкладывать их в америкосовскую экономику.
Решил лучше по полной программе отдиагностировать (знал бы я чем это закончится… все равно бы отдиагностировал). Провел повторные динамические испытания в статике, слегка надавив на газ и прижав задний тормоз. Ого-го! Гул. Ну, наконец-то! Гул локализовался в районе заднего колеса. Потрошнув заднее колесо и проверив все ступичные подшипники, обнаружил, что в роликовом подшипнике шкива был ощутимый люфт – под замену. Тестовый заезд – тише, но все равно под сброс газа ощутимо гудит. Но гул стал явно идти из под моей задницы, о ужас!
Ладно – докатал сезон и решил немного потрошнуть двигло: снял ведущий шкив, разобрал промежуточную передачу, чтобы вытащить вал и диагностировать подшипники. Ну вот, как и ожидалось: наружный подшипник сине-бурого цвета, причем очень характерно: половина наружной обоймы и вся внутренняя – когда-то был перетянут ремень. Осевого люфта, кстати, особо не заметил.
Внутренний – нормуль. Вал тоже маленько отхватил люлей.
Подшипник я, конечно, поменяю. Но вопрос в другом. Заглянув с правой стороны, еще до снятия цепи, обнаружил некоторую ее обвислость. Ну не прям как грудь у престарелой проститутки, но все же. Вот 1 см провиса по низу при натянутом в струну верхе – это нормально? Может еще эта проститутка работать или пора на заслуженный отдых?
Блин, есть же замечательная книжка, в которой можно узнать все про потроха данного пепелаца: Service Manual – наше все. Ан нет, горите в аду инженеры Ямахи: в разделе «Проверка цепи»: «Проверьте цепь на наличение повреждений и потерю гибкости. При повреждениях цепи или потере подвижности заменимее ее, ведущую звездочку и ведомый вал единовременно». Ну и нарисовали картинку для отмазки – чтобы вы вдруг после чрезмерного употребления алкоголя не перепутали ведущую звезду и ведомый вал со звездами на небе, а цепь поставили бы в корпус промежутки, а не попытались приделать ее к мотоблоку. Вот, японцы (и американцы с ними же), вы это серьезно, а как же про натяжение? Нет, я понимаю, что цепь (тем более такой толщины) - это далеко не резинка от трусов, и она не должна растягиваться, но все же какая-то слабина быть должна. А какая?
Оттер я звезды и вал от масла, опять интересность: вся рабочая поверхность звезд в рисках. Это даже не риски, это похоже на наклеп или на выработку элементами цепи – с какой стороны на это смотреть. А может это такая заморская технология изготовления звезд. Но чего-то я не припомню из курсов машиноведения и технологии таких способов обработки, при которых оставались бы поперечные риски такого размера (ну может быть, был в это время в загуле). Но риски на ведущей и ведомой звездах разного размера и в разном количестве на одной и той же длине рабочей поверхности, что как-то странно, поскольку на них кружилась одна и та же цепь с одними и теми же элементами. Блин, вот загадка века.
Это все лирика, конечно. Но сомнения есть и, поскольку, все очень не дешево, а подпитывать американскую экономику (да и японскую тоже) просто так не хочется, хотел бы совета: нужно ли менять что-то менять и что (звезды, цепь)? Может кто-то из практиков видел данный узел в нормальном состоянии и сможет пояснить: нормальный это провис или нет и в идеале на звездах присутствуют ли подобные риски?
Спасибо за внимание, извините за мой не быстрый рассказ.