Страница 1 из 1

Холостой(байпасный) режим стартера. Устранение неисправности

СообщениеДобавлено: 11 мар 2019, 19:46
Vyacheslav Lan
В продолжение темы "Диагностика поломки DragStar XVS1100: Обгонка или стартер?" заметка о том, как устранить проблему постоянной работы стартера в холостом (байпасном) режиме.
Итак, после того как вы определили, что байк не заводится из-за стартера, то снимаем стартер.
Перед снятием стартера необходимо отключить аккумулятор.
Снимается стартер откручиванием 2-х винтов (19) и одной гайки (18).
Изображение

Затем стартер вытаскивается из двигателя. Выкручиваем винты 15.
Снимаем "заднюю" часть, та которая с креплениями. Здесь находятся щетки. Посмотрели остаток и состояние щёток, почистили и собирайте обратно.
Стартер держите шестеренкой (X) вниз и снимаете вниз часть с планетарным редуктором (назовём эту часть стартера "стакан"). В таком положении никакие детальки не разлетятся и не потеряется шпонка (1).
Теперь достаёте шпонку (1), которая установлена в один из пазов с краю. Две шестеренки сателлиты (2). Коронную шестеренку (с внутренними зубьями) (3). Кольцо с выступами (4). Железные уплотнительные кольца (5), регулирующие срабатывание холостого (байпасного) режима стартера. Их может быть несколько. Я видел стартеры в которых их было два, а видел и три.
Изображение
Так же есть резиновое кольцо, которое не попало на эту фотографию, но обозначено на первой схеме под номером (13).
Дальше стартер можно не разбирать.

Планетарный редуктор данного стартера построена по схеме с одной степенью свободы. Опорным звеном является коронная шестерня (3). При этом она никак не заблокирована на корпус и остаётся неподвижной только благодаря силе трения, которая возникает между ней и кольцом (4) с одной стороны и корпусом стартера с другой.
Штатный принцип работы планетарного редуктора следующий: Вал ротора - она же солнечная шестерня(6) входит в зацепление с шестернями сателлитами (2), которые "отталкиваясь" от коронной шестерни (3) вращают водило, на оси которого расположена внешняя шестеренка (X на схеме). Это нормальный режим работы стартера.
Изображение

Но в тех случаях, когда случается "клин двигателя", происходит защита обмотрки статора стартера от выгорания - в планетарном редукторе меняются ролями ведомое и опорное звенья. Так так произошла блокировка ведомого звена, то оно начнает выполнять функцию опорного, а разблокированное опорное звено (коронная шестерня), преодолевая ранее державшую его силу трения, начинает вращаться. Это я и назвал режимом холостого (байпасного) хода стартера.
Как я уже написал выше, коронная шестерня (3) никак не закреплена на корпус и остаётся неподвижной в рабочем режиме только благодаря силе трения, которая возникает между ней и кольцом (4) с одной стороны и корпусом стартера с другой. Но когда происходит "клин", и ведомое звено заблокировано, то происходит разблокировка опорного звена (коронной шестерни) и шестерни сетеллиты (2) начинают вращать не водило с внешней шестерней (Х), так как оно заблокировано, а коронную шестерню (3).

О том, что стартер работал в байпасном режиме можно увидеть по блеску на корпусе стартера на фото 2 (зеленая стрелка), на коронной шестерне (3) и на кольце (4). (Зеленые стрелки).
Изображение Изображение

А вот сила, с которой "зажимается" коронная шестерня (3), регулируется железными уплотнительными кольцами (5). Почему их число различается в различных стартерах (два или три) я точно сказать не могу. Предположу, лишь, что их число подбирают для каждой партии.
Добавляя дополнительные кольца (5) увеличивается сила "зажиатия" коронной шестеренки (3) между корпусом стартера и кольцом (4) и, следовательно, увеличивается сила трения. В качестве материала для дополнительных колец (5) рекомендуют использовать различную фольгу. Как альтернативу, могу предложить вырезать дополнительное кольцо из закаточной жестяной крышки для банок. Вот как это получилось. (на втором фото новое кольцо между двумя заводскими).
Изображение Изображение
Но слишком толстое кольцо уплотнения, тоже вредно. В этом случае при клине двигателя или обгонной муфты (а такое я тоже видел, когда штатные "кулачки" обгонки вылезли из обоймы и встали "раком") не будет срабатывать байпасный режим и сгорит обмотка статора стартера.

Как альтернатива изготовления уплотнительного кольца есть ещё один способ устранить "ложное" срабатывание холостого (байпасного) режима стартера. Для этого необходимо наждачной бумагой (либо напильником) "счистить" край корпуса стартера по кругу (фото 2 желтая стрелка). Корпус стартера упирается в внутренний паз "стакана" с внешней шестеренкой. Стачиванием края корпуса стартера (доли мм) достигается более сильное зажатие коронной шестерни (3).

Промыв и удалив старую смазку собираем стартер в обратном порядке: Уплотнительные кольца (5). Кольцо с выступами (4). Держа за внутреннюю часть и вращая, вставляем коронную шестерню (3) и шестерени сателлиты (2). Затем необходимо нанести новую смазку. Как вариант - это может быть ШРУС-4. Смазка должна быть ТОЛЬКО на осях шестерней сателлитов (2), на зубцах шестереней сателлитов (2) и на внутренних зубцах коронной шестерени (3). Бывали случая, когда смазка попадала на другие детали - стартер работал в холостом режиме. :D

В одном из случаев "умерло" резиновое кольцо (13 на схеме). Это я определили по наличию на внутренней стороне стартера следов попадания воды и образование ржавчины. Кольцо имеет прямоугольный профиль 1,3х1,8 мм. и стоит от 715 руб. (На мегазипе в 2019 году). В качестве альтернативы я использовал резиновый ремшнур сечением 1,5 мм из которого я склеил кольцо с внутренним диаметром 65 мм.

Так же как и при разборе, держим часть (стакан с планетарным редуктором) с внешней шестеренкой (Х) вниз. Не забывайте установить шпонку (1) в тот же паз, в которые устанавливается кольцо (5), так чтобы она совпала с вырезом на корпусе стартера (фото 2 синяя стрелка). При этом должны совпадать метки на корпусе стартера и на части (стакан с планетарным редуктором) с внешней шестеренкой (Х).
Поочередно закручивая винты (15) собираем стартер.