provokator писал(а):Ну речь же идёт именно о СКОРОСТНОМ прохождении поворотов, а не обычном. Скоростном - это на переделе, это когда удерживаешь мотоцикл именно тягой. Тут физика собственно та же самая, что и на низкоскоростном рулении, только скорость больше - крен больше. Т.е. физика как у спортбайка на треке, где сцепление в поворотах не бросают. А на обычных скоростях без экстрима - там действительно выжим сцепления ничего особо не поменяет.
Если я ничего не путаю, то на сцепление вообще как-то спонтанно перескочили (ранее, имеется ввиду). Ну эт ладно))
Давай по порядку. Мы проходим один и тот же поворот в одном и том же направлении по одной и той же траектории, но с разной скоростью. При скорости 40 км/ч наклон мотоцикла будет одним, при 100 км/ч - соответственно увеличивается. Увеличение наклона выше предельно допустимого для нашего случай мотоцикла угла (от вертикали) приведет к потере сцепления колес (одного или обоих) с дорожным покрытием и последующему падению/скользячке/пиздец-приплыли. При увеличении скорости движения силы (инерции, центробежная и пр.), стремящиеся двигать наш мотоцикл с нами на борту прямолинейно растут. Им противодействуют сила тяжести (ибо она всегда есть
) и сила трения покрышек (там вроде как сил поболее и картинка посложнее, но обобщим, тапками не бейте), назовем ее условно "держаком". Этот самый "держак" зависит от состава резины, от свойств, от степени прогрева и прочая, и прочая (это у нас константа, мотоцикл мы не меняем в примере и считаем, что состояние резины не меняется), а также от площади и конфигурации пятна контакта шины с дорожным покрытием. При увеличении наклона пятно контакта увеличивается до определенного предела, но после этого предела и площадь уменьшается (тут могу ошибаться), и меняется форма этого пятна: оно вытягивается, становится уже. Наша задача при прохождении поворота на скорости - удержать пятно контакта в состоянии, достаточном для уверенной компенсации всех противодействующих сил, то есть мы получаем некий максимально допустимый угол наклона. Для этого применяется пресловутое свешивание
Что при этом происходит? Мы изменяем положение центра тяжести системы "мотоцикл+водитель", на который, собственно, и действует львиная доля всяких сил. Причем мы не просто смещаем его к центру дуги траектории, но и можем (и должны, по уму) уменьшить его высоту над плоскостью дорожного покрытия. Таким образом, путем свешивания мы можем либо пройти поворот с большей скоростью (пусть 120 км/ч) при том же значении угла наклона и без потери стабильности и "держака", либо пройти его на той же скорости (100 км/ч), но с меньшим наклоном мотоцикла. То, что на круизерах это выглядит, мягко говоря, неуместно и смешно - таки да, однако в каких-то случаях может помочь выправить ситуацию (потому я и осваиваю по возможности эту "секретную шаолиньскую технику", не дабы применять постоянно, а дабы уметь на всякий случай
).
Теперь про сцепление. В мотоспорте (MotoGP, Superbike) сцепление как бы вообще не бросают, это и в гражданской жизни не рекомендуется. Сам по себе выжим сцепления к падению, проскальзыванию или еще чему-то подобному не приводит, ну не может просто. Косвенно окажет влияние на траекторию, на возможность корректирования этой траектории ввиду того, что мы выключаем один из рычагов контроля мотоцикла, но без влияния сторонних сил мотоцикл просто продолжит двигаться и потихоньку замедляться. В совсем экстремальных углах наклона, когда всё вот прямо на пределе, пропадание тяги может разбалансировать систему "мотоцикл+пилот" и сила тяжести окажется нескомпенсированой, в результате чего она победит, но то в спорте, там вообще все на грани и борьба за доли секунд идет (кстати, еще одна причина не пользоваться сцеплением на треке - время экономится, раньше открутить можно). Или на той же джимхане если полностью выжать сцепление на "восьмерке", скажем, то с большой долей вероятности чебурахнешься внутрь - опять-таки, Сила Тяжести победит тебя именем Гравитации.
sea1sea писал(а):Не поменяет или не произойдет? Выжим сцепления меняет (потеря управляемости и контроля), не произойдет может и нет - в этом разница.
Не соглашусь с "потерей управляемости и контроля". Меньше - это да, без вопросов, но полностью не потеряется. Изменения естественно будут (хотя бы то же пропадание тяги на колесе), но произойти само по себе при отсутствии каких-либо сторонних факторов, кроме тупо выжатого рычага сцепления, ничего не может. А при наличии этих самых "каких-либо сторонних факторов" вполне может произойти и с выжатым, и с не выжатым сцеплением
Всем мирр да любофф
и давайте спорить, это клёво и полезно
А еще я не совсем понимаю, почему так превозносят пресловутый "эффект гироскопа"
он, конечно, определенное влияние оказывает, но, во-первых, очень зависит от скорости, а во-вторых, намного сильнее на поддержание равновесия в движении и управляемость в принципе влияет геометрия всего "управлятельского узла" (рулевая колонка, вилка, колесо). Эффект гироскопа заключается в стремлении вращающегося вокруг своей оси тела СОХРАНИТЬ угол наклона этой самой своей оси, т.е. в сопротивлении самому изменению. А мотоцикл в повороте, наоборот, стремится распрямить траекторию и поставить переднее колесо прямо и вполне успешно с этим справляется