центурион » 28 июл 2016, 20:11
Вот что нашел
Правовые основы задержания автомобиля (эвакуации)
Задержание автомобиля регламентируется ст.27.13 Кодекса РФ об административных задержаниях (КоАП РФ). Согласно этой статье транспортное средство задерживается до устранения причины задержания при нарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:
а) часть 1 ст.12.3 – при отсутствии документов, предусмотренных ПДД (за исключением полиса ОСАГО, ежели договор автогражданки не заключался);
б) часть 2 ст.12.5 – при управлении автомобилем с заведомо неисправными тормозами, рулевым управлением, либо сцепным устройством;
в) части 1 и 2 ст.12.7, – если водитель не имеет прав, либо лишен их;
г) часть 1 ст.12.8, – когда водитель пьян;
д) часть 4 ст.12.19 – за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других автомобилей;
е) ст.12.16 – за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояния опьянения.
Из всего вышесказанного особый интерес представляет п.д), создающий правовые основы эвакуации автомобилей. Как следует из этого пункта необходимо, чтобы автомобиль был припаркован с нарушением ПДД и создавал препятствия для движения других автомобилей. Пункт 12.2. ПДД разрешает стоянку автомобилей в один ряд параллельно проезжей части. Кроме того, согласно п.12.4 Правил дорожного движения остановка (и стоянка) запрещается:
1) на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
2) на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
3) в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
4)на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
5) на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля, дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
6) на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
7) ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
8) в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.
Думается, что нарушение пунктов 4, 5 и 8 не создадут препятствия для движения других автомобилей. Таким образом, эвакуации могут быть подвергнуты автомобили припаркованные не параллельно проезжей части (за исключением мест, где имеется уширение); на трамвайных путях, ж/д переездах, в тоннелях, на эстакадах, мостах и путепроводах; в местах, где расстояние между краем автомобиля и сплошной линией разметки (противоположным краем проезжей части) менее 3 м; ближе 5 м от перекрестков и на них; ближе 15 м от остановок маршрутных транспортных средств.
Вернемся же к ст.27.13 КоАП РФ, в которой содержится еще один важный момент. Согласно ч.4 этой статьи о задержании автомобиля делается запись в протоколе об административном правонарушении, либо составляется отдельный протокол, копия которого вручается водителю. Протокол о задержании автомобиля, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.
В соответствие с ч.5 данной статьи задержание автомобиля, помещение его на стоянку, хранение осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, которое во исполнение данного положение издало 18 декабря 2003 г. постановление Nо 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" (далее – Постановление).
В соответствие с этим документом задержанием транспортного средства является временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее помещение его на специализированную стоянку, – специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Впрочем, помещение автомобиля на стоянку производится лишь в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения. С учетом рассмотренного ранее это означает:
а) водителю привезли документы, предусмотренные ПДД РФ;
б) водитель на месте устранил неисправности тормозов, рулевого управления, либо сцепного устройства;
в-г,е) имеется водитель, обладающий правом управления данным автомобилем (имеет ВУ и вписан с полис ОСАГО);
д) водитель освободил проезжую часть и его автомобиль более не создает препятствий для движения других транспортных средств.
Как следует из вышесказанного причину задержания можно устранить почти всегда. Поэтому я бы рекомендовал заявить инспектору ДПС о своем желании устранить причину задержания на месте, а если не поможет и ИДПС начнет составлять протокол задержания, то обязательно зафиксировать свое намерение в этом протоколе. Кроме того, объясните инспектору, что подобная запись в последующем позволит признать его действия неправомерными и взыскать все расходы по эвакуации и хранению автомобиля. Если же инспектор окажется "упертый", согласно п.4 упомянутого постановления при вручении копии протокола он должен сообщить водителю о месте хранения автомобиля.
Согласно п.13 Постановления автомобиль помещается на ближайшую специализированную стоянку и лишь в случае невозможности устранения причины задержания на месте.
В этом же пункте Постановления уточняется, что задержанный автомобиль вывозится на специализированную стоянку при помощи другого транспортного средства. Зачастую сотрудник ГИБДД предлагает водителю услуги по бесплатному доставлению его водителя на специализированную стоянку. Водитель имеет полное право не пускать инспектора за руль, т.к. законных оснований предложение инспектора не имеет, а в случае совершения инспектором ДТП возмещение ущерба другому автомобилю будет вынужден нести водитель (автогражданка здесь не работает). Вред же, причиненный задержанному автомобилю и находящемуся в нем имуществу при его транспортировке и хранении, в соответствие с п.9 Постановления возмещается в соответствии с законодательством РФ, а значит, может быть взыскан с виновных в нанесении ущерба. Поэтому водитель должен самостоятельно взвешивать все ЗА и ПРОТИВ и решать, оплачивать ли ему услуги эвакуатора, либо довериться инспектору ДПС.
Согласно п.6 Постановления срок хранения автомобиля исчисляется в часах с момента его помещения на специализированную стоянку. Плата за хранение производится за каждый полный час. Первые три часа хранения не подлежат оплате. Плата за транспортировку и хранению взимается в размере, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ (администрацией области, г.г. Москвы и Питера).
Если же автомобиль задерживается в отсутствие водителя, то в соответствие с п.15 Постановления, об этом незамедлительно сообщается в дежурную часть территориального (районного) органа внутренних дел. Оперативный дежурный устанавливает владельца и информирует его о местонахождении автомобиля.
При устранении причины водитель должен обратиться в отделение ГИБДД, оформившее задержание автомобиля, где, согласно п.8 Постановления, уполномоченное должностное лицо, убедившись в устранении причины задержания транспортного средства, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку, и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании транспортного средства. Зачастую сотрудники ГИБДД отказывают в выдаче разрешения, если за таковым обратится не собственник автомобиля, а владелец, управляющий транспортным средством по простой рукописной доверенности. Требование нотариально оформленной доверенности, либо присутствия собственника не основано на законе.
Другое незаконное требование, с которым водитель может встретиться в ГИБДД, - уплата штрафа за административное правонарушение. Водитель может объяснить, что он с постановлением не согласен и будет его обжаловать. Либо согласен, но по закону у него имеется 30 дней для уплаты штрафа. Если же сотрудник ГИБДД до неприличия настойчив, то возможно штраф проще оплатить, но перед этим обязательно зафиксируйте факт отказа в выдаче разрешения без уплаты штрафа (с помощью диктофона или свидетелей), чтобы в дальнейшем обжаловать его действия.
Дежурная часть ГИБДД должна работать круглосуточно и также круглосуточно, без перерывов на обед обязаны выдавать разрешения на получение автомобилей со спецстоянки. Если же с получением разрешения возникают какие-либо проблемы, то опять же зафиксируйте их. Для ускорения процесса можно попытаться обратиться к дежурному прокурору, но, как показывает опыт, эффективность обращения в прокуратуру составляет ничтожно малую величину, в пределе стремящуюся к нулю.
В соответствие с п.9 Постановления выдача автомобиля водителю, производится на основании вышеупомянутого разрешения после оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства на специализированную стоянку и его хранением. Но вот КТО должен оплатить эти расходы, - отдел ГИБДД, поместивший автомобиль на стоянку ли водитель, который эту услугу не заказывал, - Правительство не уточняет. А раз так, значит, имеется повод для судебных разборок. Впрочем, об этом немного позже.
В принципе, водитель имеет право забрать свой автомобиль со спецстоянки в любое время дня и ночи, т.к. в соответствие с п.9 Постановления необходимым и достаточным условием возврата автомобиля является разрешение отдела ГИБДД и оплата эвакуатора и стоянки. Следует обязательно потребовать должным образом оформленный документ (кассовый чек или корешок номерного приходного кассового ордера), подтверждающий факт оплаты, т.к. в дальнейшем следует потребовать уплаченные деньги взад. Если же в выдаче такого документа отказывают, то опять же надо постараться зафиксировать факт уплаты с помощью диктофона или свидетелей и пишите заявления по данному факту в районный ОВД, отдел по борьбе с экономическими преступлениями и в налоговую инспекцию.
Во исполнение вышеупомянутого Постановления Правительства МВД РФ 19 марта 2004 г. издало приказ No 187. Нам в этом приказе интересны приложения 1, 3 и 4, содержащие соответственно форму протокола о задержании, типовой договор между отделом ГИБДД и специализированной стоянкой и порядок учета задержанных транспортных средств.
Протокол о задержании транспортного средства, предусматривает указание данных водителя и автомобиля, перечень имеющихся механических повреждений, дополнительного оборудования и вещей, находящихся в автомобиле. Инспектор ГИБДД оформляющий задержание зачастую указывает в этом разделе наличие сколов и царапин, страхуя себя от возможных последующих повреждений автомобиля. Необходимо пресекать подобные записи, указывая, что автомобиль видимых повреждений не имеет.
Также в протоколе должны быть указаны ФИО эвакуаторщика, государственный регистрационный знак эвакуатора, наименование организации владеющей спецстоянкой, адрес спецстоянки и её телефон. Если автомобиль задерживается в отсутствие водителя, то в протоколе должны присутствовать данные и подписи понятых. Обычно в качестве таковых используют водителей эвакуаторов, что не есть законно, т.к. согласно ст.25.7 КоАП РФ понятой не должен быть лицом заинтересованным в исходе дела.
Протокол должен быть подписан инспектором ГИБДД, водителем эвакуатора (или другим представителем "принимающей" организации) и владельцем задержанного транспортного средства.
Заключенный между отделом ГИБДД и лицами, ответственными за хранение задержанных транспортных средств, договор водитель, скорей всего, увидеть не сможет, но содержание его не лишено интереса. Предметом данного договора является передача отделом ГИБДД задержанных автомобилей, а "лица" осуществляют их транспортировку, хранение и выдачу на специализированных стоянках, адреса которых указываются в договоре. При этом отдел ГИБДД передает заявку о задержанном автомобиле, вручает копию протокола о задержании и предоставляет перечень должностных лиц, уполномоченных давать разрешения на выдачу задержанных транспортных средств. "Лица" же обязуются круглосуточно производить прием и учет заявок, осуществлять транспортировку задержанного автомобиля на ближайшую специализированную стоянку и его хранение, производить выдачу задержанных автомобилей на основании разрешения ГИБДД.
Таким образом, владелец автомобиля не является стороной данного договора, что дает в дальнейшем возможность попытаться вернуть уплаченные за незаказанные услуги деньги.
Порядок учета транспортных средств, предусматривает ведение на специализированной стоянке журнала, в который заносятся сведения, как об автомобиле, так и о лицах доставивших автомобиль на стоянку, принявших автомобиль на хранение и разрешивших выдачу автомобиля владельцу. Журнал регистрируется в отделе ГИБДД и хранится в течение трех лет.
Вот, собственно говоря, и все документы регламентирующее задержание транспортного средства.
Поводом для обжалования задержания транспортного средства может быть следующее:
- необоснованное возбуждение дела об административном правонарушении;
- незаконные действия инспектора ДПС по задержанию автомобиля, несмотря на то, что водитель выразил желание устранить причину задержания на месте правонарушения;
- отказ дежурной части ГИБДД незамедлительно дать разрешение на получение автомобиля со специализированной стоянки;
- требование оплаты за транспортировку и хранение автомобиля на специализированной стоянке.
Как-то так...
Удачи.
Я вне законов жизни, я вне логики вещей, порой я и сам не уверен в том, что я существую...