Заранее извиняюсь, если тема баянистая.
Так как в ближайшие дни мне предстоит увлекательная поездка в ГИБДД для постановки мотоцикла на учет, озадачился вопросом правовых оснований установленных дуг.
В интернете пишут разное, народ ссылается то на ТР ТС 018/2011, то на РД 37.001.187-90, то на ОСТ 37.004.008-78, а до кучи еще и смешивает между собой термины «разрешение» и «сертификация».
Решил потратить пару часов свободного времени и почитать нормативку.
Для начала определимся терминологией.
«Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.»*
«Сертификация - присвоение сертификата (1 зн.) какому-л. изделию. Выдача сертификата, сертификатов (2 зн.).»*
«Разрешение - право на совершение чего-н., а также документ, удостоверяющий это.»*
*рождено поиском в гугле.
Проведя параллели с документами на оружие: разрешение – это право на владение оружием, а сертификат – это подтверждение соответствия конкретного оружия определенным требованиям. Если по духу более мирный вариант: разрешение – подтверждение возможности перепланировки квартиры с центрального отопления на индивидуальный газовый котел, а сертификат – соответствие конкретного газового оборудования установленным стандартам.
Вывод раз: разрешение не равно сертификации.
Вывод два: сертификация дуг вовсе не означает, что их наличие на мотоцикле разрешено.
Вывод три: разрешение дуг на мотоцикле в наших условиях не обязательно означает, что они были сертифицированы надлежащим образом.
Теперь определимся с исследуемой базой. И вот тут сюрприз первый - ОСТ 37.004.008-78 давно не является действующим, применению не подлежит. Текст разрешительного документа РД 37.001.187-90 найти не удалось. Отсюда следует, что любимое интернетом правило «каждый мотоцикл в независимости от типа, марки и модели, сухая масса которого превышает 150 кг обязан быть оснащен дугами безопасности» в существующем правовом поле отсутствует, т.к. действие вышеуказанного ОСТа отменено.
Разрешительно-запретительные нормы по допускам ТС к эксплуатации содержатся в Основных положениях по допуску, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018) (те самые ПДД + Основые положения, которые у нас продаются одной книжкой). Дополнительно можно почитать МГС ГОСТ 33997-2016 «КОЛЕСНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ.».
В ТР ТС 018/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (утвержден решением Комиссии Таможенного союза ЕАЭС от 09.12.2011 № 877) наличествуют как разрешительно-запретительные, так и сертификационные нормы.Но так как меня интересует исключительно вопрос разрешения, то на сертификационных вопросах я не особо заморачивался, и изучал только разрешительный аспект.
В конце данного опуса почитаем пресловутый пункт 1 ст. 12.5 КоАПа «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид», по которому, по мнению некоторой части общественности, штрафовать за дуги не могут.
Приступим.
Согласно ТР ТС мотоциклы – это категория L3, или просто L для МГС ГОСТ.
Положения Основных положений по допуску гласят следующее:
«ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
7. Прочие элементы конструкции
7.16. На мотоциклах нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности.
7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.»
МГС ГОСТ 33997-2016, в свою очередь, гласит следующее
«Внесение изменений в конструкцию КТС: исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией КТС составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска КТС в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
В отношении КТС категории L не допускаются:
в) отсутствие предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации КТС дуг безопасности или приведение их в состояние, при котором невозможно их использование по назначению».
Отсюда следует, что предполагается два варианта конструкций мотоциклов – с дугами и без. Как определить, предусмотрены ли дуги конструкцией?
Ответ в МГС ГОСТ – это должно быть отражено в эксплуатационной документации мотоцикла. Если в ней дуги есть, то претензий со стороны ГИБДД быть не должно.
Обращу внимание – должны быть предусмотрены именно дуги. Не отверстия под них, не возможность крепежа – формулировки однозначные: «предусмотренные конструкцией», «предусмотренные изготовителем». Все, что не дуги – это возможность внесения изменений в базовую конструкцию.
Вывод четыре: если конструкция вашего мотоцикла изначально содержит в себе дуги, то они должны быть установлены на мотоцикле. Если их почему-то нет – то вы нарушаете требования Основных положений по допуску, МГС ГОСТ и ТР ТС.
Итак, пункт 7.16 Основных положений по допуску действует в ситуации, когда дуги на мотоцикле должны быть, но их нет, и это является основанием для отказа в постановке на учет.
А вот пункт 7.18 как раз применим в ситуации, когда дуг изначально на мотоцикле не предполагалось, а они по факту есть. Неважно – куплен ли мотоцикл в таком виде, поставил ли их новый владелец. Любой установленный предмет (составная часть, предмет оборудования), не предусмотренный штатно – это внесение изменений в конструкцию ТС (МГС ГОСТ 33997-2016, раздел 2 «Термины и определения», п. 2.5).
Вывод пять: любой непредусмотренный апдейт на мотоцикле является изменением конструкции ТС (часы, прикуриватели, флейты, доп.приборы управления, кофры и т.п.).
Именно на этом месте зачастую возникает ошибка смешений терминов «компонент транспортного средства» и «предусмотренные конструкцией», «предусмотренные изготовителем». Дуги – это компонент транспортного средства (согласно ТР ТС). Но при этом они могут и не предусматриваться конструкцией (Основные положения по допуску и МГС ГОСТ.) Как раз тут возникают вопросы сертификации, но углубляться в них я не буду.
Вывод шесть: то, что дуги для вашего мотоцикла изготовлены самим же производителем мотоцикла, вовсе не свидетельствует о том, что вы можете их ставить на мотоцикл без соответствующего разрешения. Абсурдно звучит, но это факт.
ТР ТС описывает порядок оценки соответствия и, в частности, предусматривает, что в случае прохождения этой проверки и получения разрешения на установку дуг этот факт должен быть отражен в документе, идентифицирующий транспортное средство (форма и содержание определены приложением № 18 к ТР ТС).
Вывод семь: если дуги не предусмотрены конструктивно – требуется разрешение на их установку. После получения надлежащего разрешения и простановки соответствующих отметок в документах этот отдельный мотоцикл приравнен с точки зрения закона к мотоциклам с конструктивно предусмотренными дугами. И – см. вывод пять.
То есть, если у вас в ПТС дуги прописаны, хоть и не предусмотрены конструктивно – проблем с регистрацией мотоцикла быть не должно.
А вот если дуги есть, но конструктивно они не предусмотрены, и разрешения на них нет - инспектор ГИБДД не то что вправе, а просто обязан не регистрировать мотоцикл, так как в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 7.18 Особых положений по допуску).
Вывод восемь: дуги на мотоцикле, если они не предусмотрены или надлежащим образом не оформлены – основание для отказа в регистрации мотоцикла.
И, наконец, обратимся к КоАПу. Я сознательно избегаю процедурных формальностей, акцентируя внимание только на объективной стороне правонарушения, описанного в п. 1 ст. 12.5:
«управление транспортным средством при наличии … условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена…,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.».
Напомню, что по пункту 7.18 Основных положений по допуску условием, при котором запрещается эксплуатация мотоцикла, является внесение изменений без разрешения ГИБДД.
Вывод девять: наличие на мотоцикле непредусмотренных дуг (и прочих апдейтов) является основанием для наложения на владельца штрафа на основании п. 1. Ст. 12.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Посмотрел я на свою драгу, полистал мануал, и пошел искать инструменты для свинчивания дуг. Как-то не хочется два раза в очереди на регистрацию время терять. А вот выбирая между гипотетическим штрафом и безопасностью в дороге – лучше уж штрафы буду платить.
Если поймают.