Четыре дня, пройдено почти 1700 км, проехали по территории Латвии, Эстонии, Литвы, посетили Таллин, Юрмалу, и конечно же Балтийской море.
Маршрут: https://goo.gl/maps/7MJP5ddAEU82
Как всегда, невероятные впечатления от путешествия, от дороги, от увиденного и от приятной компании.
Всю ночь накануне отъезда лили дожди. Часто просыпаясь, я вслушивался в ночь в надежде услышать тишину, а не барабанyю дробь по козырьку. Все тщетно. Надежда не покидала меня даже когда прозвенел будильник. И даже будучи на стоянке я надеялся, что дождь закончиться и некоторое время размышлял одевать ли дождевик.
Первая отправная точка на заправке А-100 на Боровой. Дождь идет не прекращаясь. Но, не смотря на это, настроение отличное – у нас впереди приключения и дорога. Заправились, подключили рации и двинулись в путь. Маршрут проходил через Бегомль, Глубокое, Браслав к границе с Латвией. Обычная двух полоска с хорошим покрытием. Временами дождь уменьшался до какой-то мороси, а временами разрастался до больших ливней. В эти моменты водители машин шарахались - мы старались идти не сбавляя скорости. Заправка у нас должна была быть за Брасловом, примерно в 250 км от первоначальной точки, но возле Глубокого Макс стал беспокоиться. Что-то неправильно рассчитал или заправил, но топливо уже было на исходе. В итоге с объездной пришлось сворачивать и проехать через весь городок обратно к заправке… Одно радовало, что вскоре дождь прекратился и пошел сухой асфальт, но грозные тучи не давали совсем расслабиться. Проскочив Браслав, заправляемся по полной белорусским дешевым бензином в поселке Красносельцы, и дальше до латвийской границы считаные километры. Мы рассчитывали на маленькую очередь – белорусы не ездят так массово в Латвию. Не знаю, просчитались ли мы?! Встали в очередь из 8 легковых машин. Удивило несколько моментов: грузовой транспорт в очереди двигался намного быстрее легкового и вся легковая очередь состояла из латышских машин, видимо, приезжают к нам подзаправиться. Пошел к пограничнику просится без очереди, мотивируя тем, что перед нами все граждане Евросоюза и им все равно в другой канал. Оказалось, что погран переход небольшой и здесь только один канал для всех. Пришлось немного постоять, зато пообщались с водителями фур. Получили дельный совет - не смотря на навигатор ехать по указателям. Наша граница проходилась привычно, паспортный контроль и дальше в путь. А вот латыши удивили – немного другой порядок, чем на той же литовской или польской границе. Нужно самому подойти к КПП возле шлагбаума, там оформят въездной листок на транспортное средство и там же нужно взять декларацию. Только после этого запускают на территорию погранперехода. В последнее время складывается впечатление, что таможенники и пограничники Евросоюза работают через силу, никуда не торопятся, медленно, размеренно. Здесь было также. Единственное отличие, помимо паспорта, техпаспорта и зеленой карты, проверили водительское удостоверение на наличие соответствующей категории, сертификат на наличие отметки техосмотра и запросили медицинскую страховку. Если бы чего-то не хватало развернули бы назад.
Два с половиной часа и мы уже фотографируемся на фоне знака Евросоюза. Уже начало третьего а нам еще предстоит преодолеть более 500 км. Небольшой обед-перекус и дальше в путь. Следующая планируемая остановка на объездной Риги на дозаправку. Проезжаем транзитом Даугавпилс, хотя открывались красивые пейзажи на берега реки и показались старые стены крепости. Но времени, к сожалению, нет. В другой раз, как-нибудь. Погода заставила сделать вынужденную остановку раньше. Потеплело, стало пробиваться солнышко и в дождевиках стало жарко. Иногда навигатор вел одним путем, а указатели другим. Последовали советам дальнобойщиков и не прогадали. Отличная дорога. Нарушая скоростной режим, продвигались по намеченному маршруту, периодически притормаживая на камерах скорости. Частенько нам в хвост пристраивались машины. Патрули не встречались. Трафик небольшой, пока не доехали до объездной Риги. Там много транспорта, много перекрестков со светофорами. На одном из перегонов от светофора к светофору встретили очень интересного человека, вернее увидели транспортное средство. По обочине, никому не мешая медленно пробирался какой-то древний скутер. С правой стороны какой-то большой пакет с нехитрым скарбом. В ногах пилота еще один такой же. На одном из светофоров он нас догнал и попытался что-то сказать. Очень долго не мог понять, что он говорит и на каком языке. Человек стягивает с себя стареньки черный интеграл без визора и я вижу его пожилое, сильно обветренное лицо. Одет он нехитро, какая-то старая болоньевая куртка, поверх жилетка, в нагрудных карманах солнечные и обычные очки. И тут до меня долетают его слова – «Deutschland, ich bin aus Deutschland». Только тогда обратили внимание, что номера у этого чудо техники немецкие. Пожелали дедушке хорошей дороги и двинулись дальше…
По мере удаления от Риги дорога стала немного свободнее. Культура вождения и уважение на дорогах Европы восхищает. Все смещаются правее и пропускают. В Эстонии дорожное покрытие настолько ровное, что не упомянуть об этом просто не могу. Просто катишь в свое удовольствие. А еще заметил, что в Эстонии очень законопослушные водители. Положено 90км/ч, они и едут все 90км/ч, никто никого не обгоняет, не митусятся. Уже начинало темнеть а нам хотелось затемно добраться до отеля, поэтому на свой страх и риск шли с большим превышением. Только потом узнал, что в Эстонии превышении на 1 км/ч уже считается нарушением.
Таллин.
Таллин – красивый европейский город. Центральная историческая часть сохранена очень хорошо. В самом городе глухо и немноголюдно, а в старом городе жизнь просто кипит. Неимоверное количество туристов порой напрягает, в некоторых местах приходится протискиваться бочком. Но город очень красив. Архитектура историческая впечатляет формами и цветами. И пусть все башни похожи друг на друга, но это величественно. К слову, башня Церкви Святого Олафа одно время была самым высоким строением в мире. Со смотровой площадки этой башни весь старый город как на ладони. Чтобы попасть туда нужно преодолеть по узенькой винтовой лестнице 286 каменных ступеней. А кресты на Соборе Александра Невского нас ввели в ступор. Не могли понять, что за симбиоз православного креста и мусульманского полумесяца. Ответ прост – это символ якоря, якорь символизирует дом, а дом, в свою очередь, - храм. Архитектура современной части города больше похожа на скандинавскую. Невысокие, аккуратные дома, преимущественно трех четырех этажные с деревянным сайдингом. Город впечатлил. Единственное разочарование – цены. Нам они показались очень высокими. Мы не рассчитывали на такие цены. В эти дни вспоминали добрым слово Львов и Украину.
На третий день прощаемся с Таллином и направляемся в Юрмалу, к более теплому Балтийскому морю. По пути много останавливаемся, смотрим и посещаем интересные места. Так в 70 км от Таллина есть каменный мост. Это один из 4-х сохранившихся подобных мостов в Эстонии. Во время второй мировой он был поврежден и впоследствии подвергался реконструкции. В 100 км от Таллина посетили интересный автомобильный музей. Все экспонаты на ходу и частенько выезжают на различные ретро пробеги и автовыставки. По пути встречаем очень много мототуристов, примечательно, что процентов 90 путешествует на мотоциклах BMW и из них процентов 95 на гусях. Много кто направлялся в сторону Таллина. Много финнов направлялось в глубь Европы на weekend. Встретили интересную семью финнов на двух гусях – муж с женой и сын лет 12-14. Они спешили в Клайпеду, чтобы переправиться на Куршскую косу, по ней в Калининград, потом в Польшу и Украину. Подарили нам книги «Библия мотоциклиста» на русском языке.
Хмурое небо Эстонии осталось позади, а в Латвии уже начало пробиваться солнышко. Дорога проходит через красивейшие пейзажи. Редкий, чистый и аккуратный сосновый лес окружает со всех сторон. Часто среди стволов в солнечном свете виднеется песчаный берег и водная гладь Балтики. Она манила нас. Проехав через центр Риги, спешим в Юрмалу. Не успели толком разогнаться а перед носом уже белый знак населенного пункта Jurmala. Не знаю, может все примечательное мы пропустили, но это обычный коттеджный поселок, который тянется почти на 30 км вдоль побережья. Если бы было время побродить по центральной набережной, то может быть прониклись бы этим местом, но мы спешили в кемпинг, снять с себя весь экип и на море.
Море – это есть море! Легкий ветерок, шум волн, запах соли и хвои. Божественно. Жаль, что у нас так мало времени. Завтра уже выдвигаться домой, поэтому максимально наслаждаемся Балтикой.
Воскресное утро хмурое. Оно грустит вместе с нами. Не спеша завтракаем, нехотя собираемся – но нужно ехать, тем более у нас запланировано посещение еще одного интересного места. В окрестностях города Шяуляй есть Гора Крестов, считается святым местом. Каждый верующий человек там обязан оставить крест. Количество крестов, наверно, можно вести на миллионы. Выглядит монументально. Можно часами бродить высматривая интересные кресты и слушать их скрип и перестукивание. Говорят, уже второй Папа Римский оставил там свой крест.
А дальше перегон по автобану до Вильнюса и на границу.