Прошедшим летом провел отпуск в седле в путешествии по Норвегии в период 27 июля по 18 августа.
Сразу после поездки писать лень, а дальше эмоции ослабевают. Поэтому прошло 5 месяцев, но я таки собрался.
Надеюсь, кому-то будет интересно.
Маршрут по факту ->
Эпизод 1. Вступление.
Цель была сформулирована примерно так: совершить большое путешествие на мотоцикле. Настолько длительное, насколько позволит работодатель. Желательно по местам покрасивше и поинтереснее.
Выбор пал на Европу. Во-первых, я там никогда не был, как и вообще за границей, если не считать Беларусь. Во-вторых, мой мотоцикл требует хороших дорог. В-третьих, от Москвы до «приключений» минимальное расстояние.
Почему Норвегия? Пляжный отдых мне не интересен, т.к. я не большой любитель валяться пузом кверху, не люблю жару, не люблю южан (так уж вышло), не испытываю восторга при виде картинки с пальмами и пляжем. Поэтому всякие Испании и Греции сразу идут в хвост очереди на посещение. Зато мне нравится северная природа, а Норвегия считается одной из самых красивых стран. К тому же она не является популярным направлением для туризма соотечественников, ибо холодно и очень дорого. Это делает ее еще более привлекательной для меня.
Изначально было большое желание еще захватить Финляндию, Швецию, Данию и Германию. С акцентом на Дании. Но не вышло по времени. На работе отпустили только на 3 недели и с моим «вдумчивым» темпом передвижения в западную материковую Европу я просто не успел.
В итоге план был примерно такой: 2 дня до границы с Финляндией, затем день до Нордкап, затем без определенного расписания 10 дней по Норвегии на юг до Осло, далее на пару дней в Копенгаген и через Германию, Польшу и Беларусь домой за 3-4 дня. Четкое расписание движения было только на первые три дня. Это было сознательное решение – я не хотел ограничивать себя в направлении движения и желании остановиться в тех или иных местах. К тому же так интереснее =) Плюс я тупо не успел достаточно четко спланировать маршрут по ключевым местам, которые хотел бы обязательно посетить. «На месте разберемся» стало одним из принципов моего путешествия, и в целом это сработало процентов на 90.
Пару слов о подготовке. Можно сказать, что формально готовиться я начал еще зимой, когда просмотрел практически все видео о мотопутешествиях соотечественников по Норвегии, какие смог найти на ютубе. Прямой пользы от них оказалось на удивление мало, т.к. почти не было ответов на самые животрепещущие вопросы: как заправляться, как планировать маршруты с учетом паромов, сколько стоит еда, где лучше останавливаться и т.д. По видео вывод я смог сделать примерно следующий: в Норвегии очень красиво, дорого и дождливо. Все это оказалось правдой.
Вообще во всяческих отчетах о поездках на форумах и жж я нашел на удивление мало полезной информации. Это несколько пугало, т.к. ехать я собирался один, английский знаю плохо, за границей не был. Но я решил, что раз никто не пишет о каких-то вещах, то они не вызывают ни у кого затруднений.
Примерно за месяц до даты старта я начал вести график, в котором отмечал для себя задачи и дедлайны по ним. От покупки снаряжения до получения визы и планирования маршрута. Задач был миллион, успел я примерно половину =) График также сильно пострадал из-за того, что за неделю до старта у меня был недельный отпуск, который я традиционно провел дикарем на Ладожском озере. Множество задач, конечно же, делалось в последний момент: держатель для смартфона я искал практически в панике, отели бронировал вечером дня предшествующего выезду, страховки вообще сделать не успел и решал этот вопрос по дороге.
Меня сильно беспокоила навигация в пути и поиск кэмпингов. При этом я решил обойтись функционалом смартфона, поэтому скачал приложуху, которую советовал в обзорах товарищ gessor (это такой мотопутешественник, который на тридцатилетнем стиде-чесотке объехал всю европу и написал много интересных отчетов об этом). В итоге запустил приложуху один раз, не смог победить невнятный интерфейс и удалил. На деле оказалось, что кэмпинги легко ищутся по знакам вдоль трассы, а чтобы не заблудиться в дороге мне хватило яндекс-навигатора. Он накосячил всего три раза и то не критично. Однажды показал поворот на мост, хотя мост в тот момент находился высоко над моей головой – было смешно =)
Поиск интересных мест для посещения я осуществлял следующим образом: вечером каждого дня перед сном искал в интернете достопримечательности в направлении моего движения, выбирал интересующие и вбивал в навигатор. Еще у меня была замечательная карта туристических мест Норвегии из интернета, на которой крупными картинками обозначены объекты категории «must see». В целом, ее более чем достаточно. Можно вообще больше ничего не гуглить. Основная достопримечательность Норвегии – ее природа. А она везде!
Вопрос интернета в пути полностью решила покупка симки DrimSim - рекомендую. С ней вышло только два косяка. Первый – моя годовалая xperia отказалась работать одновременно с ней и обычной симкой МТС. Телефон зависал и глючил, поэтому в пути пришлось использовать только drimsim. Но это никакого дискомфорта не доставило. Второй косяк – она почему-то не могла держать связь на обратном пути в Эстонии (спойлер!). Вроде находила сеть… цеплялась к ней… и отваливалась наглухо. После трех перезагрузок телефона я перестал его мучать и просто доехал до границы без интернета. Благо там дистанция ниочем.
С подготовкой мота все было просто – за 2 недели до старта я отдал в знакомый сервис со словами «Сделайте всё, что бы вы сделали, если бы собирались на дальняк на 10к миль». Да, сам я тот еще механик =) Несколько пугала возможность прокола камерных колес драги где-нибудь в е*енях, но херли тут сделаешь? =) Ещё слышал какие-то страшные истории про норвежский асфальт, сжирающий резину буквально на глазах у изумленных водителей, но по этому вопросу был спокоен, т.к. новехонькую резину поставил в начале сезона. На один трип точно должно хватить. Из полезного прикупил только держатель для смартфона на руль. Забегая вперед, ошибкой был отказ от установки подогрева ручек. В остальном с мотом всё было нормально. По крайней мере ремонтировать ничего в дороге не пришлось – вернулся своим ходом. С собой взял набор инструментов, масло и модную трубку-переливалку с грушей. При баке в 17 литров и отсутствии датчика уровня топлива счел вещь полезной =) В прошлом году я внезапно для себя обсох на выезде из Минска, хотя вроде переключился на резерв километров за 50 до этого. Повезло, что в 200 метрах от заправки. Долго рядился по поводу доп емкостей под топливо. 5-литровые экспедиционные пластиковые канистры кажутся лишними в путешествии по цивилизованной стране, а 2-3-литровых в наличии в Москве я не нашел, хотя в природе они вроде как существуют.
В плане экипа по совету бывалых путешественников докупил к имеющемуся дождевому костюму мега-бахиллы. По результатам использования могу сказать, что соотношение пользы к занимаемому объёму и удобству надевания меня не устраивает. Если не ехать в проливной дождь много-много часов подряд, то мои кожаные мотоботы на обычной шнуровке за 8к рублей оставляют ноги сухими и без всяких бахилл. Голень же защищена штанами от костюма-дождевика. Кроме того, надевание бахилл это та еще история. Может мне не повезло с моделью (брал в последний день единственную имевшуюся в наличии в mr moto), но система молнии с липами мне не понравилась.
Кофры забил с одной стороны инструментами и туристическими приблудами: горелка, газ, тарелка, аптечка, нож. С другой доверху набил едой, будучи напуганным адским уровнем цен в Норвегии. Смешно вышло с мясом. Буквально за пару дней до отъезда я обнаружил в интернетах информацию о том, что ввозить тушенку в ЕС нельзя. На самом деле, на этом можно было заканчивать историю с провозом еды, т.к. всякие гречки/макароны/чай/овсянку в супермаркетах оказалось купить не так уж и дорого. Значительно дешевле, чем чай в поездах РЖД, например. Но я таки повез с собой кофр гарниров и каш. В результате половину привез обратно =) А мог бы использовать драгоценный объем более выгодно.
Сверху на сиденье и к спинке пассажира закрепил палатку, коврик, спальник и рюкзак-гермик с одеждой. Взял также свой модный раскладной стул-шезлонг. Это тоже было зря – пригодился он мне один раз, т.к. в кэмпингах всегда доступны столы и стулья на улице и на кухне. И приключилась неприятная история. Только на шестой день пути появилась возможность его использовать, я отвязал его от спинки пассажира и обнаружил, что стул в сложенном состоянии и даже в челхе из-за вибраций в пути частично стёр лак на заднем крыле – в том самом месте, где красовалась родная надпись Yamaha =( Аналогично из-за тряски и недостаточно жесткой фиксации дуга палатки сквозь чехол повредила мне в пути банку пива =)
Из вещей, которые по результату оказались не нужны, я взял также powerbank и экшен-камеру. С зарядкой все понятно – телефон используется как навигатор, поэтому весь день заряжается от мота в пути, а за ночь не успевает разрядиться. Насчет камеры я еще пару лет назад понял: чтобы снять что-то качественное, достойное последующего монтажа и демонстрации кому-либо, нужно много времени и усилий. Лично мне это мешает наслаждаться непосредственно отдыхом. Особенно когда двухколесный способ путешествия сам по себе доставляет много естественных трудностей. В идеале с камерой работать должен кто-то другой – например, пассажир. То есть кто-то не занятый вождением, навигацией и прочими делами. А для селфи на фоне моря, водопада или горы достаточно камеры в телефоне.
Сел писать кратенько, но я походу тот еще графоман – уже три страницы текста, а путешествие даже не началось =)
Чтобы разбавить текст фотками, пара фоток стартового дня ->
Автор за 5 минут до старта
Навьюченный мот автора где-то на трассе Москва-Ярославль