Эпизод 10. Operation Trondheim.Hot August Nights Trondheim 2019. Нидаросский собор. Мункхолмен. Старый порт.
На следующий день после рыбалки с утра выдвинулся в Тронхейм – третий по величине город Норвегии после Осло и Бергена. На самом деле по численности как Химки. Забегая вперед, скажу, что это самый интересный город, который я посетил.
На всякий случай вновь напоминаю, что все картинки кликабельны. Детали на многих миниатюрах без увеличения не рассмотреть.Маршрут первой половины дня -
Какие ассоциации вызывает Тронхейм? У меня такие –
А по факту по скандинавским меркам здесь очень весело. Чумовое по композиции и уровню фотошопа объявление на дверях паба в центре –
Заезжая в центр, я безуспешно выглядывал по сторонам свободные места для парковки. Но прямо по середине исторической части города удачно нашлась парковка для мотоциклов. Её легко найти на карте по парикмахерской «
Hera» (на картинке ниже метка №1).
Несмотря на то, что был солнечный выходной день, свободных мест на мото-парковке было полно. Мне кажется, они более востребованы в рабочие дни, когда на нее ставят свои скутеры местные клерки. В пользу этой версии говорит полная загрузка парковки на снимках гуглокарт.
Я оставил на ней мот и побежал наслаждаться красотами старого города. На радостях даже не подумав о том, чтобы поставить в телефоне метку места. Спустя примерно 4 часа гуляний я решил, что пора бы вернуться к своему коню, и понял, что понятия не имею, где его оставил. Потрясающий уровень раздолбайства. Но с поправкой на общую спокойную и безопасную обстановку, которая располагает к крайней расслабленности. Это меня в какой-то степени оправдывает, я считаю =)
По пути в центр мне попался вот такой колоритный дед на V-роде –
Здесь же я увидел первого бездомного в стране. От некоторых недостатков не может избавиться ни один большой город на земле.
Мне очень повезло, я случайно оказался в городе в день проведения мероприятия под названием Hot August Nights Trondheim 2019. Это ежегодный фестиваль классических автомобилей. На него массово съезжаются владельцы раритетов различной степени давности. В основном это американские авто, но встречаются и европейские. Возможно, на европейских приезжают гости, а не участники фестиваля. Но смотрятся они не менее эффектно.
Мероприятие организовано таким образом, что выставочной площадкой становится весь город! Каждой модели авто выделена своя площадка в одном из районов. В основном, конечно, в центре. Например, у Нидаросского собора выставлены только мустанги. У соседней гостиницы только корветы. У набережной только линкольны и т.д. При этом число площадок, количество автомобилей каждой модели и их разнообразие действительно поражает. На каждой площадке десятки, а местами сотки различных исполнений. Кроме того, отличную атмосферу создает то, что владельцы раритетов весь день ездят на них по городу. То есть дороги заполнены редкой классикой более чем наполовину. Стоишь на светофоре, а вокруг тебя кабриолеты 50-х, огромные красные фермерские пикапы Ford, кадиллаки, камаро и т.д. И все это соседствует с ультрасовременными электробусами и теслами. Смотрится и ощущается потрясающе.
Мустанги на фоне древних каменных стен –
Десятки мустангов разных годов и версий!
Корветы –
Из того, что нужно обязательно посмотреть туристу в Тронхейме на мой взгляд:
Нидаросский собор – самый крутой католический собор в стране. Большой, старый, красивый, здесь коронуются норвежские короли. Мне не повезло попасть внутрь, потому что в этот день в соборе венчались. См ранее аналогичную историю с собором в Тромсё.
Моя физиономия на фоне собора –
Я люблю рассматривать различные детали объектов, будь то историческая достопримечательность или современный бытовой прибор. Кто видел вблизи старые католические соборы, тот знает, что это просто кладезь всякой дичи в элементах декора. Типа такого -
Церковь девы Марии. Тоже очень старая, красивая, каменная. Находится рядом с Нидаросским собором.
Старый порт. Несколько улиц и каналов со старой инфраструктурой. Склады, погрузочно-разгрузочные механизмы, шлюзы и т.п. Вокруг старые районы с соответствующим антуражем.
Автор на фоне самой известной улицы города -
Старый порт и его окружение – это на мой взгляд самая вкусная часть Тронхейма. Здесь куча «живой» старины.
Удивительно для такой крайне ухоженной страны, тем более для ее туристических центров, но кое-где не торопятся восстанавливать разрушающееся со временем. Например, вот один из бывших портовых складов, которые сейчас используются как жилые дома -
А вот деревянные сваи под домом на той самой туристической набережной (рекомендую посмотреть полноразмерное фото) -
Самое интересное – этот дом жилой =)
Но такие вещи, коненчо, теряются на фоне общего порядка и красоты.
Город очень живой и уютный. Всюду свадебные тусовки фотографируются в живописной обстановке. Вот мост, на который стоит целая очередь пар и их фотографов -
Обратите внимание, что у ворот моста сохранен цепной механизм, который разводил мост в былые времена. Сейчас развести его невозможно, но ради антуража демонтировать элементы конструкции не стали.
Сфотографировал, как фотографируются молодожены на фоне обычной улочки -
Ощущение старой доброй Европы, которая бережно и с любовью относится к своему историческому наследию.
Хотя у основных достопримечательностей толпится куча туристов и местных жителей, маленькие улочки практически пустынны. Вот переулок в самом центре – ни одного человека.
На самом деле одиночные прохожие встречались, но я хотел кадр без людей, чтобы передать атмосферу. В этом переулке мне попалась сумасшедшая женщина, ходившая босиком и зигзагами.
Часть улиц в центре построена совсем недавно, но стиль старой портовой архитектуры постарались сохранить. Примерно как в Москве к югу от Тульской есть квартал из красного кирпича в стиле фабричных районов конца 19 века.
Гуляя, я набрел на местный «Флакон». Жители Москвы наверняка знают, о чем я говорю – известный рассадник хипстеров =)
В окне видна вывеска «Спиритическое порно» -
Не только на известных мостах сохранены ненужные ныне элементы конструкции. Это скорее общая концепция порта, ставшего туристическим районом. Инфраструктура по возможности сохраняется и, что оригинально, не реставрируется. Если какой-то элемент ржавеет – его оставляют ржавым. Если частично облупилась краска – пусть так и будет.
Это, кстати, соответствует подходу, который я отметил еще на Лофотенских островах. Там жители часто ставят во дворе дома на постамент старую рыбацкую лодку, на которой в море, видимо, ходили их предки. Но не следят за тем, чтобы она выглядела идеально. Облупившаяся на бортах краска – скорее правило, чем исключение.
Вот, например, что-то типа погрузочного крана –
Часть порта застроена современными дорогими ресторанами, среди которых торчат старые железяки. Вот шлюзовое –
А вот портовый кран -
Если чуть свернуть от популярных у туристов маршрутов, то обнаруживаются улочки с офигенными старыми двориками. На некоторые просто хочется сидеть и смотреть –
А это выход из данного дворика. Вдоль стены лежат дровишки – ими топят печь посреди третьего по величине города страны =)
Элитное жилье в центре -
Я сделал это фото ради Лэнд Крузера. Это моё любимое поколение с точки зрения дизайна. Опять же пример бережного отношения к любимой технике и повседневного ее использования. Кто-то здесь покупает теслу, а его сосед ездит на сохраненном в отличном состоянии внедорожнике из 80-х.
На цветных домиках повсюду различная милота. Вот почтовый ящик с именами хозяев и их собаки -
Но больше всего в Тронхейме мне зашла набережная вдоль реки и каналов. На нем множество старых суденышек, от реконструкторских драккаров, до современных яхт. В некоторых судах люди просто живут. Другие используют как загородные дома для вечеринок. А третьи регулярно ходят в море, даже если больше похожи на экспонаты музея, нежели действующие средства передвижения.
В порту можно найти атмосферные пивные. При мне одно заведение в старом деревянном здании типа склада открыло ворота, сотрудники вынесли на набережную лавки и столы, которые быстро заполнились людьми, появился небольшой оркестр. Через 10 минут все пили пиво, пели песни и весело плясали.
Я тоже позволил себе пару пива в соседней пивнухе.
Деревянная красота –
В трюм одного судна при мне коробками загружали провизию – экипаж явно собирался в море. В принципе, лодка выглядела вполне способной к плаванию. Рядом была установлена табличка, на которой указана история судна. Оно оказалось построено аж в 19 веке =)
Изучая возможные места для посещения в Тронхейме, я натыкался на такую достопримечательность, как Мункхолмен. Это такой крохотный остров в бухте перед городом, на котором был расположен самый старый в стране монастырь. На втором изображении этого поста на острове я поставил метку №2 (см выше).
Толком про его современное состояние ничего не нашлось (может быть, я плохо искал). Чаще всего приводится краткая историческая справка плюс «жаль, но нам не хватило времени на его посещение». Я был настроен серьезно. Трудности вызывал поиск информации о том, откуда на остров ходит регулярный водный транспорт. Но с этим вопросом мне категорически повезло. Оказалось, что причал с корабликами для туристов находится в 150 метрах от мото-стоянки, где я оставил своего коня. Раз в полтора часа на остров ходит прогулочный катер. Если вы пришли сразу после его отправления – в 30 метрах есть летнее кафе с разливным пенным =)
Отсюда же отправляются прогулочные лодки для водной экскурсии по городу. Если будете в Тронхейме, рекомендую воспользоваться именно этим вариантом, а не плыть на Мункхолмен. Единственное замечу – погода должна быть хорошей, т.к. лодка без крыши. Написал это и понял, какая глупость - предупреждать мотоциклистов об отсутствии в путешествии крыши над головой =))) Простите.
На остров же ходит кораблик с возможность укрыться внутри. 15 минут хода и вы на месте. Вид на островок при подходе -
Весь остров представляет собой небольшую крепость, обнесенную каменной стеной, с парой-тройкой строений внутри. Естественно, монастырь побывал и военным объектом, и тюрьмой, и собственно монастырем, а ныне является самым бесчеловечным поводом для отъема денежных знаков у доверчивых туристов.
Дело в том, что на острове СОВЕРШЕННО НЕЧЕГО ДЕЛАТЬ! =)
Даже мне, хотя я нахожу места для исследования и развлечения практически в любой ситуации, через 15 минут стало решительно скучно. За стеною есть сувенирная лавка, кафе с характерным уровнем цен и одно историческое здание – башня, в которой когда-то отбывал наказание один исторический персонаж.
А! Еще есть немецкое береговое орудие времен второй мировой. Неприлично маленьких размеров.
В башню водят экскурсии по одной для каждой группы наивных туристов, прибывших на прогулочном катере. На входе висит расписание этих самых экскурсий, которое по факту никто не соблюдает. Что неудивительно, ведь туристы могут приплыть, скажем, в 17 часов. К 17-15 им уже нефиг делать, а следующая экскурсия по расписанию только в 18, ахахах =)
Я как-то был склонен верить в строгую организацию суровых норвежцев, поэтому пришел к дверям башни в указанное в расписании время. Мне навстречу попался последний выходящий турист, а сотрудник башни-музея закрыл перед носом дверь со словами типа «всё закончено, ждите следующую». Я договорился с ним на «забегу быстро без всяких экскурсий, посмотрю, пофоткаю и выйду, спасибо, вы настоящий друг, Родина вас не забудет».
Самое интересное помещение внутри башни – тупо подземный каземат. Маленький пустой подвал –
Больше внутри башни нет НИ ЧЕ ГО! Можно подняться по лестницам под купол, но там пустота.
Экскурсовод наверняка рассказывает всем историю про выдающуюся личность, заточенную в этой башне и постоянно героически отвергавшую предложение властей выходить из нее погулять. Об этом можно прочитать в википедии.
И еще у вас остается примерно час на ожидание катера, который привезет следующую группу ничего не подозревающих туристов. И предостеречь их нельзя – они уже приплыли, поздно =)
Вы сидите на берегу, обдуваемые суровыми северными ветрами и грустно смотрите на город.
Если вы все же пренебрежете моими советами и посетите Мункхольмен, берите с собой бухлишка
Собираясь в Норвегию, я планировал посетить какое-нибудь массовое спортивное мероприятие типа футбольного матча. Я такое дело очень люблю. Мне крайне любопытна культура боления у фанатов в других странах. В день посещения Тронхейма местная команда, в составе которой выступает звезда датского футбола и лондонского Арсенала Николас Бентнер, как раз играла домашний матч, но времени на все не хватало, поэтому я выбрал посещение воспеваемого в буклетах Мункхольмена. Что по итогу оказалось втройне обидно. Ведь местная команда победила, и на трибунах сто процентов было весело и угарно.
В попытках найти хоть что-то достойное внимания, в сувенирной лавке, которую я обошел трижды, был обнаружен чертовски небанальный принт на детской шапке. Лукашенко бы понравилось –
Еще я понял, что черепица старых домов внезапно сделана из… камня!
Такой крыше сносу нет и никаким ветром ее не унесет. Но с другой стороны сколько же она должна при этом весить? =\
В Тронхейме я также впервые заметил одну особенность конструкции оконных рам. Примерно 5-10% окон открываются не в стороны, а в центр. То есть петли рам расположены на центральной стойке, а не по бокам -
Аналогичную конструкцию я позже наблюдал и в других городах, и в музее истории Норвегии в Осло, где собрано множество строений различных эпох.
Достоверной информации о причинах такого подхода в интернете мне найти не удалось. Есть одна правдоподобная версия от друзей и знакомых, которым я предлагал разгадать замысел норвежских строителей, но и она в конечном счете не очень выдерживает критику... может у кого есть мысли?
Я очень хотел остаться в Тронхейме на ночь, чтобы изучить еще пару районов и проникнуться атмосферой этого места, но букинг сообщил мне, что цены на гостиницы и хостелы пятизначные. Если быть точным – самая дешевая койка в хостеле на наши деньги обошлась бы мне в 11 тысяч. Поэтому в 8 вечера я с грустью и обещанием непременно вернуться покинул Тронхейм и направился к знаменитой на весь мир лестнице троллей и легендарной Atlantic road!
О чем и поведаю в следующем эпизоде.